Что скрывается за терминами EMS и FMS системы управления логистикой?

15.07.2015

Что такое EMS ? EMS – это англоязычная аббревиатура Equipment Management System т.е. система управления оборудованием. В терминах логистики, таким оборудованием могут быть контейнера, вагоны, паллеты, различного рода специализированная тара, многоразового использования которой необходимо эффективно управлять.

Что такое FMS ? FMS –Fleet Management System т.е. система управления флотом, флотом автотранспорта, флотом судов, тех же железнодорожных вагонов.

В этой статье мы сознательно объединим термины EMS и FMS системы, т.к. они, на наш взгляд, решают одни и те же задачи. И, как крамольно это не звучит , принципы эффективного управления собственным парком автотранспорта, вагонного парка, парка контейнеров – одинаковы.

Вот об этом и поговорим – что же такое эффективное управление парком, и какую роль здесь играют EMS и FMS системы.

Задача эффективного управления парком возникает в первую очередь у собственника или оператора этого парка. И тот, и другой могут выступать в роли перевозчика. Любой парк – это уже произведенные инвестиции - либо на его приобретение либо на его аренду. Любой парк - это постоянные эксплуатационные расходы, пусть даже парк стоит на месте и пылится. Исходя из этого, можно вывести достаточно очевидные принципы эффективного управления парком:

  • Парк не должен стоять, иначе он генерирует сплошные убытки

  • Парк должен ездить, и не просто ездить, а ездить по коммерчески эффективным маршрутам.

  • Порожний пробег парка должен быть минимален. Иначе как бы не были коммерчески эффективными груженые маршруты в один конец, необходимость последующих порожных подсылов для возврата или балансировки парка могут свети всю выгоду на нет.

  • Избытка парка , в идеале, не должно быть. Но на практике без него не обойтись т.к. иначе случайное выбытие единицы парка из оборота по причине ремонта, может сорвать выполнение обязательств перед клиентами.

  • Выполнение заявки клиента должно согласовываться не только и не сколько с точки зрения коммерческой эффективности отдельного рейса но и с тем, можно ли будет позже использовать единицу парка в пункте прибытия под другую перевозку, или будут ли какие либо другие заявки клиентов поблизости и с рядом других факторов.

  • Коммерчески эффективная заявка клиента это не та заявка у которой маржинальность максимальная а та, которая приводит единицу парка в такое место, в котором его потом можно использовать дальше без передислокаций.

С принципами все довольно очевидно, но вот как быть с инструментами? Здесь Вам на помощь должны приди EMS и FMS системы управления парком. К сожалению, последнее время использование подобных специализированных терминов стало «модным» у разработчиков, нередко, к вполне заурядным учетным системам (ранее в статье мы довольно подробно описывали что такое учетные системы, что такое управляющие системы) приписываются аббревиатуры EMS, реже FMS (этот термина пока не получил распространения в России). Поэтому - в первую очередь нужно понять что такое «настоящие» EMS и FMS системы, чем они характеризуются. На наш взгляд характерными особенностями полноценных EMS и FMS систем являются:

  • Функции планирования и отслеживания цепочки занятости транспортного средства. Большинство существующих на рынке Российских систем  максимум что могут Вам предложить – это так называемое «следующее назначение» вагона или машины, в то время как эффективное управление парком требует возможности максимального глубокого по временной шкале планирования цепочки занятости транспортного средства.

  • Функции прогноза доступности парка на заданную дату в конкретном месте - под доступностью имеется в виду прогнозируемое EMS системой количество единиц парка определенного типа, которые образуются в заданном населенном пункте /станции,  которые можно будет использовать для перевозки. Обратите внимание прогноз доступности это не тоже самое что прогноз дислокации т.к. то, что вагон 10 января прибудет на какую-то станцию, еще не значит что его можно будет использовать т.к. он вполне может быть зарезервирован для последующей отправки с этой-же станции 14 января. Должны сказать, что с дислокацией парка, практически ни у кого проблем нет, а вот с доступностью парка – честно, за одним исключением (о нем ниже) не знаем ни одной отечественной EMS системы где бы это было реализовано.

  • Функции резервирования парка под утверждённые заявки клиента – иначе придется все время гадать на кофейной гуще, можно взять вагон или нет. Если выхватить вагон, который запланирован/зарезервирован для использования по другой заявке, то вместо одной коммерчески эффективной заявки, скорей всего получим 2-е убыточные, а то и вовсе может возникнуть эффект домино, когда выпадающую единицу парка мы вынуждены все время «выдергивать» из под чего-то другого.

  • Функции экспресс прогноза доступности единицы парка при регистрации заявки клиента – т.е. когда менеджер вводит ключевые параметры заявки клиента – дата погрузки, станция погрузки, количество и тип вагонов, станция назначения – то EMS система должна дать ему прогноз, а будет ли в указанной станции погрузки на планируемую дату погрузки свободные вагоны в указанном количестве ? Если да – то хорошо, а если нет ?

  • А если нет – то необходима функция прогноза распределения доступности парка по сети дорог т.к. если прогноз доступности по станции погрузки отрицательный, следующим шагом нам нужно понять а не будет ли нужного количества свободных вагонов на ближайших (что бы минимизировать себестоимость подсыла) станциях ?

  • Любой парк нуждается в балансировке т.е. в приведении к оптимальному распределению по сети ж.д. дорог исходя из имеющейся структуры грузопотоков и клиентской базы. При балансировке парка важно иметь возможность моделировать те или иные перемещения (подсылы) парка и видеть как они отражаются на целевых прогнозах баланса парка. Т.е. нужны функции по моделированию перемещения парка и прогнозированию их влияния на итоговый баланс парка и его распределение.

Перечисленный список конечно не исчерпывающий, но он содержит характерные, ключевые функции полноценной EMS системы, если мы конечно ставим перед ней задачи эффективного управления парком. Далее, стоит обратить внимание на функции контроля маржинальности заявок клиента, планирование вывода парка из эксплуатации по причине плановых ремонтов, проверку счетов контрагентов и многие другие функции, которым стоит посвятить отдельный разговор. Резюмируя, хотелось бы отметить, что перечисленным выше характеристика отвечает очень немного отечественных систем, одна из которых, наша собственная разработка – DATACore: EMS.

* В статье упоминается продукт DATACore EMS
Задать вопрос

Ваша заявка отправлена

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.